![]() |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство
Эксперт: претендуя на миротворческую роль, главные "традиционные" религии усиливают национальные противоречия в России
1:49PM Friday, Dec 28, 2012
Претендуя на миротворческую роль, православие и ислам лишь усиливают национальные и этнические противоречия в России, считает российский религиовед Борис Фаликов, размышления которого публикует в пятницу "Газета.Ru". По его мнению, пугаясь или радуясь выводам социологов о сокращении или росте числа верующих двух основных российских религий, общество "смотрит не туда". В цифрах, приводимых социологами (Фаликов ссылается на данные последнего опроса "Левада-центра", по которым православных в стране стало на 6% меньше, а мусульман - на 3% больше), таятся более тревожные вещи, хотя, как полагает эксперт, они совсем не новы. Если обратиться к РПЦ, то всем, включая церковное начальство, давно понятно, что для большинства российского населения православие - это способ национальной идентификации. Однако священноначалие делает из этого сугубо позитивные выводы. Во-первых, такое количество православных производит солидное впечатление, да есть, кроме того надежда, что время от времени захаживая в храмы, чтобы поставить свечку, "захожане" рано или поздно превратятся в настоящих прихожан. Поэтому формулу "русский - значит православный" надо поддержать. Но напрашиваются и негативные выводы. Когда вера становится одним из атрибутов национальной принадлежности, она широко открывает двери национализму, а то и откровенной ксенофобии, что в условиях многонациональной страны вовсе не безопасно. "Статистический" православный, раз в год бывающий в храме, вряд ли часто вспоминает о заповедях мира и любви". А о чем он порой вспоминает - свидетельствуют, к сожалению, сегодня нередкие "эпизоды" нападений на "инородцев". Как отмечает автор публикации в "Газете.Ru", число таких случаев растет вместе с ростом мусульманского населения, у которого все в порядке с демографией. Но дело не столько в демографии, сколько в том, кто эти мусульмане. Православное начальство предпочитает считать свою паству по национальному признаку, поскольку это придает ему вес. Ровно такой же логикой руководствуется и начальство мусульманское с той разницей, что ислам полиэтничен. Ему важно доказать, что мусульман много и поэтому они нуждаются в особом отношении. Все остальное не имеет значения, считает эксперт. По его словам, как этническим мусульманам, так и православным националистам их религиозная принадлежность часто внушает лишь дополнительное чувство превосходства над теми, кому не выпала удача принадлежать к их сообществу. Выходит, что есть две религии, лидеры которых любят рассуждать о своей колоссальной миротворческой роли, а на деле педалируют у паствы сознание национального и этнического превосходства. В такой стране, как Россия, это все равно, что держать зажженную свечу в пороховом погребе. Угроза уже обретает видимые формы в тех местах, где люди разного происхождения живут бок о бок друг с другом. Наглядным примером может служить Москва с Курбан- и Ураза-байрамом, недовольством москвичей и ответной реакцией мусульман. Подобные распри, пишет Фаликов, воскрешают в памяти не страшные религиозные войны прошлого, а коммуналки советского образца, когда тесное и убогое житье порождало бесконечные склоки. Коммуналки расселили, и страстей поубавилось. Если нет фанатичного религиозного противостояния, бытовой конфликт всегда можно разрешить с помощью рациональных аргументов. Но когда на место религиозных разногласий приходят национальные, тут рациональные аргументы тоже бессильны. В любом случае вряд ли их смогут найти пастыри, которые сделали ставку на национальную и этническую исключительность своей паствы, подчеркивает автор. Казалось бы, в такой ситуации примиренческую роль бесстрастного арбитра могло бы взять на себя светское государство. По Конституции оно у нас есть, а в реальности? В реальности эту роль время от времени пытаются исполнить муниципальные власти. Иногда у них даже получается. Но наверху играют совсем в другие игры. Там выбирают одну религию - православие - и возлагают на нее ответственность за идеологию. А из другой - ислама - пытаются сделать послушного зама по региональным вопросам. И вот из этого уже не выходит ничего. И грозит стране не исламизация и даже не "православизация". Впереди, судя по всему, безудержный рост разногласий на национально-этнической почве - советская коммуналка, разросшаяся до размеров страны, заключает Борис Фаликов.
По материалам NewsRu.com
Другие новости по теме
Анонсирован выход нового романа Томаса Пинчона
Номинации "Золотого орла" оккупировали четыре фильма Стас Михайлов требует от НТВ 10 млн рублей за свое изображение Шакира впервые стала мамой Назван любимый фильм пиратов - 2012 В Новгороде покажут "спасенные фрески" XIV века Лидеры по номинациям на "Золотой орел" - "Орда" и "Белый тигр" Умерла знаменитая исполнительница соул-хита Rescue Me Фонтелла Басс Объявлены темы сценариев для господдержки: гордость за страну и безопасность Счетная палата назвала работу Фонда кино неэффективной Самой прибыльной российской кинокартиной 2012 года оказался мультфильм Калягин: ситуация вокруг Театра Гоголя пойдет на пользу сообществу Кейт Уинслет тайно вышла замуж в третий раз, а Джанет Джексон также тайно обручилась Опубликованы первые кадры из нового фильма Дэнни Бойла Автор "Таинственной реки" пообещал увековечить спасителя своей собаки в романе Серийный автор розыгрышей выдумал твиттер Филипа Рота
|
Рассылки:
![]() Новости-почтой TV-Программа Гороскопы Job Offers Концерты Coupons Discounts Иммиграция Business News Анекдоты Многое другое... |
![]() | |
News Central Home | News Central Resources | Portal News Resources | Help | Login | |
![]() |
![]() | ||
![]() ![]() |
© 2025 RussianAMERICA Holding All Rights Reserved Contact |